"Es gibt keine gluckliche Zeiten, es gibt nur zeitloses Gluck."
Розенкранц в стоппардовском фильме говорит: "Нам дали альтернативу, но не предоставили выбора", вот так давно смотрела, а фраза эта помнится до сих пор. Долгое время я уныло соглашалась с этим мнением, вспоминая, что "несогласных судьба по жизни тащит". Получалось, что всё равно есть кто-то или что-то, принимающее решение, вне тебя, помимо тебя и твоей воли. И очень часто это не какая-то абстрактная судьба, а человеческое общество, которое склонно всё объяснять и классифицировать, и если что-то не вписывается в классификацию переделывать или устранять - потому что так удобнее, так спокойнее, потому что богатство вариантов смахивает на хаос. Кто-то из не вписавшихся позволяет себя переделать и повторяет слова Розенкранца, кто-то осознавая, что подобные мнения и мысли всего лишь перекладывание собственной ответственности во вне, на судьбу, общество, не важно куда ещё, просто "не мы такие", начинает бороться с этим "вне", не важно абстрактным или конкретным, за право быть собой, за право не вписаться. Но эта борьба подтверждает лишь то, что сам человек в наличие такого права не верит - аксиомы в доказательствах не нуждаются - а если же кто-то кричит о своём праве быть собой, скорее всего где-то глубоко внутри он готов услышать "нет", и это его пугает, а страх вызывает желание защищаться. Но защищаться не от чего, бороться не с чем - наличие любой альтернативы предполагает выбор - нужно только выбрать, и ничего более. Возможно нужно быть смелым, для того чтобы выбрать, но достаточно просто быть собой. С таким мнением тоже можно не соглашаться и спорить, только споры эти ни к чему не приведут, в дебатах подобного рода истина не рождается - от неё уходят всё дальше и дальше. Общество может с чем-то не соглашаться, но судьба толерантна, потому что мы сами выбираем её. Уверенные и счастливые, даже не вписавшись, спокойно идут по жизни сосуществуя, ничего не доказывая и ни с кем не воюя, и часто общество принимает эту частицу "хаоса" как должное. И если покопаться, то не так уж трудно найти примеры.
У моей двоюродной бабки, точнее двоюродного деда, у моей или моего... а слова-то подходящего и нету, и вроде как "о чём сказать невозможно, о том следует молчать", но я всё равно расскажу. Так вот у моего бабко-деда была странная и примечательная судьба, хотя в общем-то судьба у него была самая банальнейшая, как у любого среднестатистического гражданина, примечательность же в том, что она у него была! Так вот давным давно, когда не то что меня, даже мамы моей ещё в проекте не было, родила прабабка в ночь не то сына, не то дочь - неведому зверушку - человека с признаками обоих полов - гермафродита в общем. Прабабка, конечно, удивилась сначала, и наверное даже расстроилась, и что же с таким чудо ребёнком делать, даже имени для такого не придумано. Хотя полагаю прабабка когнитивного диссонанса не испытала, она хотела дочку, потому не долго думая нарекла "неведому зверушку" Оленькой. Так что чуть ли не в самый момент рождения, при наличии альтернативы, выбор у Оленьки конфисковали. И вот жила себе Оленька, тужила или нет, не знаю, и дожила до тридцати лет. Ну и дальше бы жила, ведь выбор-то за неё уже сделан, только знай себе живи, и врачи ей говорят - чего мол ты девка теряешься - выходи за муж, ребёнка рожай - ты сможешь - уникальный случай - ну полный набор и что, мало ли каких странностей в жизни не бывает. Тут бы ей задуматься конечно и сказать, например - да какой нормальный мужик бабу с хуем захочет - но она сказала совсем другое. "А с чего вы решили, что я девка?" - молвила Оленька. В общем послала она врачей подальше и демографию повышать отказалась, да и вообще взяла и сама решила, точнее уже решил, что надоело быть ему Оленькой, и поскольку природа позволяет, будет он теперь Олегом и баста. И стала бабка дедом. Отрастил дед Олег усы да и стал жить дальше. Но в тридцать с лишним лет эксцентричную анатомию маскировать сложно, особенно если грудь большого размера, однако дед по этому поводу не напрягался - перебинтовал и вперёд, не удобно, а что поделать. И вот казалось бы родственники должны были впасть в истерику и начать чинить всяческие препятствия, но они почему-то взяли да и согласились с его решением, некоторые отстранились конечно, но приняли. Холостяком Олег дожил до сорока лет, а потом взял да и женился, а ещё даже как-то от груди избавиться умудрился, и всё это в советское совсем не толерантное время... Ну а дальше всё обыкновенно - была у него самая простая семейная жизнь - как у всех, но он сам себе такую выбрал.
Бабушка моя с ним не общалась, не потому что не одобряла, а потому что не знала как, ну неловко ей было, не сподручно. А мама моя с тётко-дядькой общалась, от мамы я, собственно, и узнала о чудо-родственнике. Но с детства мама привыкла к тому, что есть у неё тётка Ольга, а не дядька Олег, поэтому с кардинальными переменами она смирилась, а терминологию оставила прежнюю - упорно называла дядьку Ольгой, и говорила с ним, будто бы он женщина - дядька относился к этому спокойно и никакие терминологические противоречия общению родственников не мешали. И вот как-то раз мама спросила своего дядьку: "Скажи мне, вот у тебя такая не обычная жизнь, ты счастлива? " "Конечно счастлива. Счастливым быть просто." - ответил дядька.

@темы: дневник, про людей, воспоминания, amor fati, биографический бредок, отношение к